?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Японский квиз: ответы

Для начала конечно подведем финишную черту:
1. distan  (вне конкуренции, до подсказок угадала все до единой), shi_ra  - 16 из 16
2. odalizka  - 13
3. irmy  - 12
4. nora_neko  - 11
5. katys_ , bambik  - 3
6. vasok  - 1



Как и обещала сначала дам ссылку на архив с моей подборкой японских художников, когда вы её посмотрите, то читать результаты квиза будет ещё интереснее (надеюсь).
Архив с японскими художниками (скачать аж 76 Мб)

Если у кого-то возникли вопросы почему в Японии встречаются художники с одинаковыми фамилиями: дело в том, что мужчины-художники меняли свою фамилию на фамилию учителя. А учитель обычно выбирался один на всю жизнь. Во как! ;-)
Пример: Утагава Хиросиге, Утагава Куниёси, Утагава Тоёкуни, Утагава Кунисада и т.д.


1. Хасигути Гоё "Женщина после ванны" (ссылка на оригинал). Это одна из самых моих любимых работ. Какая-то очень трогательная и деликатная. В жанре син-ханги (пейзажи, красивые женщины, актеры) этот художник считается самым лучшим. Если вы скачали архив, то там есть ещё одна замечательная картина "A Woman in Nagajuban Powdering her Neck".
 

2. Андо(Утагава) Хиросиге "Сливовый сад в Камэйдо" (ссылка на оригинал). Очень известный художник, наверное третий по популярности после гуру Хокусая и Китагавы. Ярко-красный и ярко-зеленый - его страсть, по-видимому. У него очень много работ в этих цветах.
 

3. Судзуки Харунобу "Две женщины на веранде"(ссылка на оригинал). Векипедия считает его "одним из лучших представителей живописи укиё-э", хотя на мой вкус это правильнее было бы относить к Утамаро Китогава (см.ниже). Этот жанр в Японии совершил настоящую художественную революцию, потому что знаменитые японские художники рисовали гравюры и делали тысячи копий, которые каждый японец мог повесить у себя дома. Да копия, но зато очень дешево и вполне себе настоящее искусство. Такие гравюры стали быстро пользоваться бешеной популярностью.
 

4. Тоса Мицуоки "Иллюстрация к повести о Гэндзи"(ссылка на оригинал). Жанр ямато-э (11-12 века) нельзя было пропустить.
 

5. Кацусика Хокусай "Деревня Сэкия на реке Сумидагава" (серия "36 видов Фудзи") (ссылка на оригинал). Хокусай - это тот художник, без которого разговор о японской живописи вообще не возможен. Совершенно точно он - номер один в японском искусстве, да и пожалуй номер 2,3.....и 10, а уже потом идут все остальные японские художники. Даже не знаю с чем сравнить. Ну вот если бы у нас был бы в русской литературе только Толстой и не было Достоевского.
Практически все японские художники родившиеся после Хокусая в той или иной мере ссылались на его творчество.
Посмотрите фильмы Хаяо Миядзаки и увидите, что там многое навеяно Хокусаем.
Для квиза сложность была только в одном - найти картину имеющую название, которая при этом не была бы слишком известна. Почему-то большинство его работ в интернете без названия. 
 

6. Китагава Утамаро "Кавалер и дама у ширмы" (ссылка на оригинал). Он просто замечательный и очень известный (если он не второй по популярности в Японии, то наверняка в первой пятерке). Многие его работы узнаваемы по форме головы и прическам. Мне кажется чем-то похож на Гоё, так же тонко рисует лица.
 

7. Утагава Куниёси "Ловля бабочек" (по другим источникам светлячков) (ссылка на оригинал).
 

8. Охара Косон "Ворон на ветке сакуры" (ссылка на оригинал). Косон - практически единственный и точно самый знаменитый представитель жанра катё-э (картины о цветах и птицах), одного из подразделов укиё-э. 
Композиционно просто замечательно уравновешенная картина. Как вам?
 

9. Огата Корин "Бог ветра"(ссылка на оригинал). Ярчайший представитель художественного стиля ринпа. Достаточно немногочисленная школа (сам Корин и его ученики), но при этом очень высоко ценится, хотя это декоративная живопись.
Каково же было моё удивление, когда кто-то из участников квиза нашел практически такой же рисунок (только форма глаз чуть-чуть отличается) художника Таварая Сотацу, который жил задолго до Корина и тоже считается основателем ринпа. Видимо Корин вдохновился творчеством Сотацу и решил открыть свою школу с такими стилем.
Для сравнения работа Таварая Сотацу тут.

 

10. Хасэгава Тохаку "Обезьяна на дереве" (ссылка на оригинал). Направление кано (2-й половина 15 века – начало 20 века): преимущественно монохромная живопись, стремление к декоративным композициям.
 

11. Цукиока Ёситоси "Ёситоси Содзёбо учит Ёсицунэ искусству боя на мечах" (ссылка на оригинал). Представитель укиё-э, не слишком известный (хотя в Википедии есть), но мне очень понравился. Большинство картин японских художников - это такая застывшая вечность, а тут совершенно наоборот - такой движухи я не видела ни у одного японского художника старой школы. А ведь это, на минуточку, 19 век, а не современный художник!
В моем архиве есть 40 его картин.
 

12. Кано Эйтоку "Львы в китайском стиле" (ссылка на оригинал). Ещё один представитель школы кано.
 

13. Тецугоро Ёрозу "Женщина с воздушным шаром" (ссылка на оригинал). А это уже период Тайшо (начало 20 века) современное японское искусство с активным влиянием Запада, в Японии это обычно называют "ёга". 
 http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post126352074/

14. Уэно Тории Тадамаса (обычно пишут только фамилию) "Make Up of Two Tomomori" (ссылка на оригинал).
Совершенно не знаю почему, но у меня японская живопись стойко ассоциируется в том числе с лицами таких комичных воинов. И Тадамаса в своем творчестве имеет множество как раз именно таких. В моём архиве вы можете посмотреть ещё 20 его работ.
 

15. Масами Тэраока, "Сара и извивающийся осьминог" (работы художника на официальном сайта). А вот и та самая сюнга. Художник современный. В его работах динамики, пожалуй, не меньше, чем у Ёситоси. Но Ёситоси был инноватор и он практически творил революцию в своём жанре, а Тераока... ну просто очень оригинальный художник - посмотрите побольше его работ и поймёте о чем я :-)
Слабонервным лучше не смотреть, кстати.
Тэраока - далеко не единственный художник, кто воспринимал осьминогов в эротическом аспекте. Вон гений Хокусай тоже считал, что в этом что-то есть.
 

16. Такаси Мураками "Апокалиптический шампиньон" (ссылка на оригинал). Это наш с вами современник. Пользуется просто ацкой популярностью, его называют японским Энди Уорхолом. Его работы и стиль копируют в Японии просто везде: в игрушках, мультиках, дизайне и т.п.
 

Огромное спасибо всем, кто участвовал!

И конечно же мне будет очень интересно узнать какой художник вам понравился и что нового узнали про японских художников.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
shi_ra
Dec. 1st, 2010 03:48 pm (UTC)
Спасибо, мне очень понравилось. Поначалу я решила, что мне этот квиз будет не по зубам, ведь я в японской живописи совершенный чайник. Но как-то втянулась, и пример distan меня вдохновил (снимаю шляпу :) Было очень познавательно, я стала хоть немного разбираться в предмете, хотя имена художников катастрофически не могу запомнить и всё время путаю :) Очень мне понравились Китагава Утамаро и Андро Хиросиге. И Охара Косон тоже - очень нежные картины, была уверена, что это он, но пока distan не подкинула галерею, найти не могла. :)
landina
Dec. 1st, 2010 04:39 pm (UTC)
Можно их фамилии и не запоминать, всегда ведь можно посмотреть в своих файликах, когда точно помнишь, что манера художника тебе знакома :-)
У меня вообще сложилось впечатление, что даже большинство искусствоведов в восточной живописи очень плохо разбираются. Все боятся этих фамилий.
irmy
Dec. 1st, 2010 05:47 pm (UTC)
Спасибо, много нового узнала, было интересно! "Цветы и Птицы" мне очень понравились :)
camomile
Dec. 1st, 2010 07:00 pm (UTC)
Не было времени участвовать, но всё же две картины я нашла и несколько раз пересматривала сайты с японской живописью. Удивительное открытие для меня! Спасибо Вам огромное!
landina
Dec. 1st, 2010 07:03 pm (UTC)
Пожалуйста, я очень рада! :-)
distan
Dec. 3rd, 2010 11:06 am (UTC)
А Вы не хотели сделать следующий квиз случайно? :)
distan
Dec. 1st, 2010 07:12 pm (UTC)
Спасибо на добром слове, но мои сомнительные успехи -- это, скорее, усидчивость и стахановский задор. Надо было сдавать статью, а у меня не получается что-то делать, пока корова не доена. :)

Моя история с японской живописью, наверное, скорее печальная. Первый любимый (навсегда) японец -- Утамаро, конечно, его "Красавица Осомэ" и все остальные дамы, его я сразу узнала, хотя эту гравюру не знала. Из жанров вообще знала только укиё-э, из художников по именам -- Хиросиге, Хокусая и, может, еще кого-то, точно не скажу. Изображения кое-какие знала и любила -- ворон, скажем (как выяснилось, это были ворона Косона :), самураев, ронинов, виды Фудзи, дождь этот потрясающий, актеров и т.д. Из более современных (ёгинов) недавно (вне квиза) открыла для себя Кисиду Рюсэя с его гипнотической чукчанской девочкой-моделью. Роясь по сайтам для этого квиза, узнала, что она входит в число японских национальных сокровищ, а я-то думала, что это она мне так понравилась. :) Еще нравятся Курода Сэйки и Хироси Фуруёси, хотя и к нему поначалу отнеслась настороженно. Но надо же делать скидку на национальную японскую кавайность всего сущего...

А печальность моей истории в том, что, будучи китаеведом (и женой японоведа), довольно давно поняла, что это не моя чашка чаю. Имею в виду, что меня это не трогает, за душу не цепляет. Это возраст, наверное. Европейское искусство -- да, японское и китайское -- там, где оно приближается к европейскому, уходит от своей плоскостности и декоративности, -- тоже да, а традиционные вещи очень красивы, вызывают восхищение чисто эстетическое, но внутрь меня не попадают, а мне надо внутрь, а не чтоб интерьер украсить. С китайским изобразительным искусством лучше -- там все эти горы и сосны все-таки похожи на пейзажи, в них читается присутствие человека, а японская классика -- это для меня то, что сейчас принято называть словом "забавно". И, честно говоря, за почти любую европейскую ню я отдам пару десятков традиционных японских. Не говоря уж о том, что сюнга их -- это по большей части совершенный кошмар, это то, почему Дальний Восток мне не подходит категорически (при всем моем здоровом интересе к эротическим изображениям). Грубо это. У китайцев, как ни странно, менее грубо. Но после того как я вижу эту грубость у тонкого Утамаро, я и красавицу Осомэ воспринимаю как женщину, которой можно задрать кимоно. Не мое это, увы. :) Даже не прикольно (за исключением осьминогов, конечно).

Нельзя, впрочем, не порадоваться тому, как шинуазри и жапонизм оплодотворили европейское искусство, не было бы ни Бердслея, ни Золотой эпохи иллюстрации, ни арнуво, ни Билибина :). И Ван Гог бы не перерисовывал веточки, и Мэри Кассат не нарисовала бы женщину за туалетом, которая мне у нее чуть не больше всего, ею нарисованного, нравится.

За квиз спасибо огромное! Глаза сломались, конечно, на нем окончательно, и я бы не сказала, что узкая тематичность более полезна для здоровья, чем свободные нарезки, но немного взбодрить свои понятия о японском искусстве было очень приятно.

А вот проблема у меня. Нет ли в коллекции притчи об обучении черепах, а то вопрос возник, который мы как-то не смогли разрешить, несмотря на шаговую доступность в семье япониста. Качать архив не могу, увы. :)

Edited at 2010-12-01 07:13 pm (UTC)
landina
Dec. 2nd, 2010 07:59 am (UTC)
Ого, я в шоке :)) Китаевед с японоведом! Если бы знала - наверное не осмелилась бы квиз такой делать. Особенно в своих примечаниях к ответам, там наверное японовед посмеивался над моей дремучестью :))) Если там есть какие-то ошибки, то напишите, я нормально отношусь к критике.
Кстати вопрос к японоведу: Тадамаса вообще известный художник?
Кисиду Рюсэя и Хироси Фуруёси обязательно сохраню себе в коллекцию. Курода Сэйки был в коллекции, но загадывать его не стала.
Не порекомендуете про Японию какую-нибудь книжку? А то после Овчинникова так хочется что-нибудь подобное почитать, но более современное что ли... Хотя где-то встречала информацию о том, что Овчинников вроде бы и сейчас пишет статьи в продолжении начатой темы.
Вообще не уверена, что европейцу можно полюбить восточную тему прямо безоговорочно, на клеточном уровне. Очень уж они инопланетные, в сравнении с нами.
distan
Dec. 2nd, 2010 11:04 am (UTC)
Так мы не по этому делу-то. :) Я историк Китая, а муж -- экономист. Так что все нормально, никаких нестыковок. :)

Насчет известности судить трудно, но судя по присутствию в галереях -- Тадамаса вполне классик.
Книжки... ну, опять-таки я китаист, да и популярное-то не читаю. :) Из японопутешественнического порекомендую вот этот перевод тут, и вообще, посмотрите этого юзера, он только что вернулся из Японии и много написал. Есть у меня подруга, живущая в Японии пару десятков лет, блестящий фотограф, думаю, она будет рада что-то порекомендовать. Так что японоведческие вопросы можно запросто задавать yaponist, пусть отдувается. Или khaen, сославшись на меня. Она человек занятой, но влюблена в Японию и знает о ней больше всех нас.
distan
Dec. 2nd, 2010 11:10 am (UTC)
Вот то-то и оно насчет клеточного уровня. Разные у нас с ними группы крови, и их ци (чи) через нас течет в другую сторону. :)
landina
Dec. 2nd, 2010 08:41 am (UTC)
Дина, про черепах нашла только вот это:

http://tr.wikipedia.org/wiki/Kaplumba%C4%9Fa_Terbiyecisi
тут два варианта картины Хамди

http://www.alieren.eu/6907/kaplumbaga-terbiyecisi-ve-osman-hamdi-bey.html
браузерный перевод с турецкого такой жуткий, что понять сложно

http://www.milliyet.com.tr/Pazar/HaberDetay.aspx?aType=HaberDetay&KategoriID=26&ArticleID=1084756&Date=19.04.2009&b=Butun%20kaplumbagalar%20cok%20terbiyeli
если я правильно поняла, то тут вроде бы сказано, что Хамди увидел эту гравюру в журнале "Tour du Monde" и вдохновился
distan
Dec. 2nd, 2010 11:07 am (UTC)
Вот спасибо! Вики про эту картину я изучила, а вот насчет журнала уже совсем близко подобрались. Эх, жалко, японцы не сдаются. :)
landina
Dec. 2nd, 2010 08:48 am (UTC)
И ещё один вопрос к японоведу: не могу разобраться каким образом Корин создал школу "ринпа", но при этом основателем считается Таварая Сотацу, который умер, когда Корин ещё не родился.
distan
Dec. 2nd, 2010 11:08 am (UTC)
Думаю, это uaponist или khaen могут помочь. Они по-японски читают, пусть делают рисёрч!
landina
Dec. 2nd, 2010 08:59 am (UTC)
Подскажите пожалуйста как по-английски пишется Хироси Фуруёси?
Что-то не могу найти ни одной его картины :-(
distan
Dec. 2nd, 2010 11:09 am (UTC)
Hiroshi furuyoshi
http://www.google.ru/search?q=Hiroshi+furuyoshi&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=org.mozilla:en-us:official&client=firefox-a

Вот он, голубчик. И там в моем первом комментарии должна была быть ссылочка на украденные лично мной картины! :)
odalizka
Dec. 2nd, 2010 07:26 am (UTC)
спасибо! было неожиданно интересно, хотя я совершенно не в теме. Мне кажется, что первую я видела, но пролистнула.
с осьминогом самое потрясающее, конечно - это Сон жены рыбака, где-то мне попался. Фигасе сны у них :)
обезьяна прекрасная, а какие у него же сосны!
а этот Бог ветра - да, я, по-моему, как раз не под именем Корина эту вещь нашла, думала, Викимедия перепутала. Может, они друг друга копировали?
landina
Dec. 2nd, 2010 08:46 am (UTC)
Скорее всего. Корин видимо копировал Таварая Сотацу, потому как Сотацу умер, когда Корин ещё не родился. И видимо так докопировался, что решил сделать из этого целый жанр и открыл свою школу.
Но это наверное лучше у японоведа (мужа Distan) спросить :-)
landina
Dec. 2nd, 2010 08:50 am (UTC)
Сосны замечательный, да. А вот у обезьяны мне показалось какое-то прямо злобное выражение морды, но при этом всё равно забавное :))
odalizka
Dec. 2nd, 2010 08:57 am (UTC)
ну они все-таки дикие животные
и лица людей в японском искусстве часто бывают неприветливыми, чо уж там :)
landina
Dec. 2nd, 2010 09:04 am (UTC)
О, да!
Мне ещё часто трудно определить у них пол.
Читаешь название "дама и джентельмен у ширмы" (по др.источникам "кавалер и дама...") и думаешь джентельмен???? хде? вот это? :))
odalizka
Dec. 2nd, 2010 09:06 am (UTC)
по прическам надо определять, я думаю :)
( 22 comments — Leave a comment )